Что такое планирование учебного процесса?

Что такое планирование учебного процесса?

Понятие «планирование учебного процесса» может иметь одно из двух значений: это либо процесс составления учителем индивидуального плана проведения занятий в классе, либо способ координирования школьным советом расписания учебных занятий, проводимых разными учителями, для достижения единой, установленной для всех государственных или частных школ цели. Сам по себе учебный план — это расписание изучаемых учениками тем по каждому отдельно взятому предмету. Четкое планирование необходимо в первую очередь для того, чтобы учитель был уверен, что его курс обучения затрагивает все обязательные к изучению темы, а во-вторых, что он отвечает школьным и государственным стандартам общего образования.

Цели планирования

Для эффективного преподавания, учителя должны иметь четкое представление о конечной цели их учебного курса. Учебный план - это один из лучших способов для учителей объективно взглянуть на то, что должно быть пройдено в течение семестра или года, а затем организовать свою работу для достижения поставленных целей.

В большинстве случаев, учителя не работают в изоляции. Как правило, они работают в коллективе других учителей, имеющих схожие цели. Например, крупная общеобразовательная школа имеет 3 – 4 класса третьего года обучения, и руководство школы должно быть уверенно, что все эти классы обучаются по одной и той же программе, в независимости от того, кто ведет этот курс обучения. Вот здесь то и приходит на помощь планирование учебного процесса в школе. Школы используют учебные планы для постановки главных задач и соблюдения основных требований для соответствия установленным стандартам.

Процесс планирования

Обычно, учителя составляют свой учебный план летом, во время школьных каникул. Планы могут включать в себя различную информацию, от простых диаграмм до подробных схем, но они всегда отображают установленные даты и сроки, а также темы, которые должны быть пройдены. Предполагаемые экзамены, контрольные работы и прочие проверочные занятия также включаются в учебный план.

В течении летних месяцев большинство школ проводят совещания по планированию учебного процесса, где учителя обмениваются своими мнениями и предложениями касательно своих учебных планов. Учителя должны предоставить свои планы на утверждение до начала учебного года. Контролирующая инстанция проверяет планы на их соответствие всем установленным требованиям.

Основы планирования

Чаще всего, планирование учебного процесса состоит из 5 пунктов:

  1. подготовка материала и содержания курса;
  2. планирование уроков;
  3. проведение уроков;
  4. отслеживание прогресса;
  5. оценка результатов.

Учителя и школьный совет начинают работу над планированием с обсуждения содержания курса, закладывая основную задачу обучения ядром учебного плана. Для факультативных предметов, таких, например, как астрономия, содержание курса очевидно и не требует особо сложной работы над ним. А вот при планировании программ обучения таких предметов, как, например, математика для учащихся пятого года обучения, или, скажем, физика седьмого класса, необходимо постоянно помнить ключевые задачи и установленные стандарты, чтобы сохранять учебный процесс в нужном русле.

Планирование индивидуальных занятий и их проведение, это то, где учителю предоставляется максимум свободы действий. Министерством образования утверждается список книг и учебников обязательных к прочтению и изучению, но, помимо этого, практически всегда учитель может организовать свои уроки с использованием дополнительного материала, так, как это ему кажется наиболее удобным и подходящим. Учитель - это наиболее близкая ученикам душа. Только учитель может помочь в индивидуальных потребностях каждого ученика с которыми тот сталкивается в процессе обучения. Желание учителя адаптировать учебный процесс для лучшего усвоения изучаемого материала всячески поощряется и поддерживается. Для учителя также важно уметь адаптировать урок под постоянно меняющуюся обстановку в жизни общества. Так, например, если в мире происходит нечто, что затрагивает тему урока, или в целом, имеет отношение к жизни учащихся, то учителю следует так вписать это событие в текущий план занятий, чтобы в головах учеников отложился процесс обсуждения и выводы по произошедшему событию.

Оценка результатов

Учебные планы дают возможность учителям и школьному руководству быстро оценить прогресс в процессе обучения. Когда уроки проходят по утвержденному плану, учителю гораздо проще отслеживать успевают ли ученики усваивать подаваемый им материал, и не была ли упущена цель урока. Таким образом, учебный план представляет собой инструмент, контролирующий соблюдение основных задач в процессе обучения.

Планирование также важно для оценки успеваемости учащихся. В идеале, ученики должны изучать один и тот же материал в независимости от того, кто из учителей ведет урок. От учителей часто требуется включить в их учебный план оценочные тесты, позволяющие убедиться в том, что процесс обучения следует стандартам и правилам, установленным на школьном, областном или региональном уровне. Иногда, подобные тесты носят форму строго установленного стандарта. Часто, учителя вольны составлять свои собственные проверочные тесты и контрольные работы, но, как правило, должны быть готовы доказать, что они соответствуют установленным правилам и стандартам.

Особые условия при обучении на дому

Родители, по той или иной причине выбравшие для своих детей обучение на дому, часто сталкиваются с проблемой планирования учебного процесса. В некоторых странах, программа обучения на дому утверждается государством и повторяет программу, утвержденную для общественных и большинства частных школ страны. Но так бывает не всегда. Есть места, где родители вынуждены тратить много времени изучая и планируя учебный процесс для своих детей таким образом, чтобы они не отставали в образовании от своих сверстников, обучающихся в школе.

При обучении на дому нет никакого школьного совета, отслеживающего соблюдение установленных правил и стандартов, поэтому, вся ответственность за организацию процесса обучения детей, чтобы они не упустили ничего, что должен знать ученик их возраста, ложится на их родителей. Слишком упрощенный план может привести к тому, что ребенку будет сложно сдать школьный государственный экзамен или вступительные экзамены в колледж и университет. В тоже время, слишком сложная программа может послужить тому, что ребенок не полностью усвоит важные моменты изучаемых им дисциплин. Существует множество сообществ и организаций объединяющих сторонников обучения на дому, которые с радостью поделятся с родителями готовыми планами учебного процесса, соблюдающими оптимальный баланс в обучении.