Какая связь между маржинальными издержками и маржинальным продуктом?

Какая связь между маржинальными издержками и маржинальным продуктом?

В экономике маржинальные издержки – это полная стоимость производства одной единицы товара или добычи чего-либо, а маржинальный продукт – это прирост продукции, полученный от дополнительно потребленного ресурса, такого, например, как рабочая сила. Маржинальные издержки и маржинальный продукт обратнозависимы по отношению друг к другу. При росте одного, другой автоматически уменьшается, и наоборот.

Взаимосвязь между маржинальными издержками и маржинальным продуктом можно объяснить законом убывающей доходности – одной из ключевых концепций в области экономики. Закон гласит, что при увеличении факторов производства, стоимость единицы продукта сначала снижается, потом вступает в фазу роста, и затем продолжает расти. Например, компания принимает на работу нового сотрудника производственной линии. Этот сотрудник помогает компании увеличить общую производительность, а также может способствовать увеличению показателя маржинального продукта. Но, если на работу было принято слишком много новых сотрудников, то могут возникнуть ситуации, в которых рабочее время тратится впустую, например, в ожидании освободившегося инструмента и оборудования, или просто при отвлечении работниками друг друга от рабочего процесса, что неминуемо приводит к большим маржинальным издержкам.

В виду того, что маржинальные издержки и маржинальный продукт по отношению друг к другу обратнозависимы, то при максимальных значениях одного, другой демонстрирует свои минимальные значения. Графически, отношение маржинальных издержек к маржинальному продукту напоминает зеркальное отражение. Когда маржинальный продукт демонстрирует свои максимальные значения, а маржинальные издержки находятся на минимальном уровне, начинает наблюдаться снижение доходности, и маржинальные издержки начинают возрастать.

Маржинальные издержки рассматриваемого примера можно рассчитать, взяв стоимость найма дополнительного сотрудника или ввода новой единицы затрат, и разделить их на маржинальный продукт этого сотрудника или единицы затрат. Например, если каждый новый сотрудник обходится компании в 1 000 рублей, а производительность благодаря ему увеличивается на 10 единиц продукции, то маржинальные издержки на каждого сотрудника можно рассчитать, разделив 1 000 рублей на 10 единиц продукции, и получим 100 рублей на каждую единицу продукции.

Десятый нанятый на работу сотрудник по-прежнему будет стоить компании 1 000 рублей, но из-за слишком большого кол-ва работников и нехватки места для продуктивной работы, сможет произвести не 10, а, скажем, только 5 единиц продукции. В этом случае, его маржинальные издержки составят уже 200 рублей на каждую единицу продукции. Данное явление объясняется экономическим законом убывающей доходности. Впоследствии, компания может повлиять на маржинальные издержки и маржинальный продукт улучшив свои мощности, закупив новое оборудование или увеличив производственные площади.