Что такое государственный долг?

Что такое государственный долг?

Государственный долг, также известный как правительственный или национальный долг, – это сумма всех займов и кредитов, подлежащих выплате правительством любого уровня. Государственный долг включает в себя как задолженность перед внутренними кредиторами, так и перед иностранными банками и государствами. Понимание структуры государственного долга дает возможность разобраться в экономике страны в глобальном контексте. В случае возникновения рецессии или тяжелых финансовых проблем, страны с высоким уровнем государственного долга подвержены серьезному экономическому риску.

Многие граждане не осознают, что государственный долг косвенно затрагивает каждого из них, и обязывает нести за него ответственность. По факту, граждане оплачивают большую часть возникшего долга путем перечисления в казну налогов и покупки государственных ценных бумаг и облигаций. Благодаря относительно выгодным процентным ставкам и низкому уровню риска, государственные облигации считаются неплохой инвестицией. Покупая облигации, население финансирует погашение государственного долга, будь он федеральный, региональный или муниципальный.

Государственный долг образуется по множеству причин. Среди ярких исторических примеров образования существенного госдолга можно привести многочисленные войны между Англией и Францией в средние века. Война часто приводит к увеличению задолженности государства, но еще чаще она увеличивается за счет развития страны и обеспечения жизни ее граждан. Также, как имеющая постоянный доход рядовая семья оформляет ипотеку, планируя погашать ее периодическими отчислениями из своих доходов, государство берет в займы у своих граждан и зарубежных партнеров для покрытия своих текущих расходов, развития экономики и улучшения качества жизни в стране.

Вопрос о целесообразности государственных заимствований является предметом больших споров среди экономистов. Классическая кейнсианская теория допускает наличие государственного долга лишь с тем условием, что он используется строго для стимулирования национальной экономики. Другие экономические теории полагают, что страна должна жить и развиваться в соответствии с ее ресурсами, и не советуют государству влезать в долги.

Многие согласны с тем, что за растущим государственным долгом стоит серьезная опасность. В критических ситуациях правительства объявляют дефолт по долгам или отказываются осуществлять выплаты после внутреннего государственного переворота. Последствия глобального финансового кризиса 2008 года заставили мировую экономику простить ряду стран значительную часть их государственного долга, в частности Греции. Огромный уровень госдолга в сочетании с неконкурентоспособным рынком, падением валового внутреннего продукта (ВВП) и невозможностью девальвировать национальную валюту поставили эту некогда процветающую страну на грань банкротства.

Размер государственного долга страны обычно измеряют его соотношением к ВВП. Во времена формирования еврозоны, Европейский Союз заявил, что страна не сможет стать членом экономической зоны, если ее государственный долг превышает 60% национального ВВП. Согласно статистике 2009 года, Греция имела соотношение государственного долга к ВВП на уровне 113,4%, в США этот показатель был на уровне 52,9%, а Мозамбик демонстрировал наименьший госдолг с соотношением всего лишь 3,7%.

Важно помнить, что региональные и местные органы власти также участвуют в формировании государственного долга. Несмотря на более скромные масштабы, в сумме их долги могут оказывать существенное влияние на экономику страны. Если руководство города или региона не может ответить по своим долгам, национальному правительству приходится оказывать им финансовую помощь, а это ведет к дополнительным расходам из государственной казны.