Какой инвентарь для мотоспорта существовал в СССР?

Какой инвентарь для мотоспорта существовал в СССР?

Инвентарь для мотоспорта времен СССР

К инвентарю для мотоспорта во времена СССР относились: мотоциклы, мотороллеры, мопеды, шины для мотоциклов, мотороллеров, и мопедов, запасные части и инструменты для мотоциклов и мотороллеров, шлемы и перчатки для мотогонщиков.

Мотоциклы. По назначению мотоциклы подразделялись на дорожные, спортивные и гоночные.

Дорожные мотоциклы предназначались для туризма, экскурсий, связи и т.п. Они отличались прочностью, лёгкой управляемостью, доступностью в уходе и рассчитывались на длительную эксплуатацию. Различали мотоциклы-одиночки и с колясками.

Спортивные мотоциклы служили для тренировок и соревнований по шоссе, а также для мотокроссов. Они обладали более высокими ходовыми качествами, чем дорожные, и имели повышенную проходимость. Экипажная часть у этих мотоциклов была значительно облегчена.

Гоночные мотоциклы имели особую конструкцию и предназначались для достижения максимальных скоростей на шоссейных соревнованиях. Отличались они большой мощностью двигателя, облегченным экипажем, наличием компрессора (нагнетателя), усиливающего мощность мотора.

Мотоциклы выпускали различных типов и классов.

По типам мотоциклы подразделялись на машины-одиночки и машины с коляской; по классам: на I класс – мотоцикл с рабочим объемом цилиндра двигателя до 125 см3, II класс – с объемом цилиндра до 250 см3, III класс – с объемом до 350 см3, IV класс – до 500 см3, V класс – до 750 см3, VI класс – свыше 750 до 1000 см3.

Мотороллеры. Мотороллер внешне напоминал мотоцикл, но имел существенные отличия от последнего. Двигатель и другие рабочие узлы в мотороллере были размещены позади сиденья, впереди широкий щиток, защищающий водителя от дорожной грязи и встречного ветра. Руль в виде рычага, отличающийся от мотоциклетного по форме, смонтирован в одно целое с фарой. Мотороллер снабжался ручным и ножным тормозами, спидометром, указателем передач, сигнальными лампами; коробка передач четырехступенчатая с ножным переключателем, передача на заднее колесо производилась роликовой цепью. Бензобак размещался под сиденьем. Центр тяжести машины располагался низко, размер колес был незначительный по сравнению с мотоциклетными. Благодаря этим особенностям конструкции мотороллер был устойчив.

Мопеды. Мопед представлял собой педальный мотоцикл, на котором при отсутствии горючего или неисправности двигателя можно было передвигаться с помощью педалей. По конструкции мопед очень напоминал мотовелосипед, однако рама, колесо, передняя и задняя вилки были усилены, а электрооборудование сближало его с легкодорожным мотоциклом.

Шины для мотоциклов, мотороллеров и мопедов. Состояли из покрышек и резиновых камер.

Покрышка имела каркас из специальной ткани (корда). Поверх каркаса толстый слой резины – протектор. Часть протектора, соприкасающаяся во время движения машины с дорогой, называлась беговой частью. Она имела рифление в виде выступов, канавок и т.п., которое улучшало сцепление шины с дорогой. Для удержания покрышки на ободе колеса в её край, опирающийся на обод, крепилось проволочное кольцо – борт.

Камера. Камера представляла собой резиновую трубу, замкнутую кольцом. Для нагнетания воздуха в камере имелся вентиль, состоящий из корпуса, золотника и колпачка. Золотник имел шпильку, пружинку и клапан, которые пропускали воздух только в камеру и препятствовали утечке воздуха из камеры. Колпачок предохранял вентиль от попадания в него грязи и одновременно служил ключом для вывертывания золотника.

Запасные части, инструменты и разные приборы к мотоциклам и мотороллерам. В зависимости от унификации запасных частей промышленность СССР выпускала их пяти групп: 1-я группа – запчасти к мотоциклам моделей К-125, К-55, М-1А, М-1М; 2-я группа – к мотоциклам К-175, К-175А; 3-я группа – для ИЖ-49 и ИЖ-56; 4-я группа – для М-72М, М-52 и М-61; 5-я группа – для К-750.

Запасные части к мотоциклам поступали в продажу к 34 узлам мотоцикла: двигателю, цилиндру, механизму распределения, масляному насосу, поршню, коленчатому валу, передаче от коленчатого вала, картеру, карбюратору и т.д. (полный перечень этих узлов публиковался в прейскуранте №086 Госплана СССР розничных цен на легковые машины, мотоциклы, мотороллеры, велосипеды и запасные части к ним). В продаже имелись узлы в сборе и отдельные детали узла.

Инструменты в зависимости от моделей мотоциклов подразделялись на четыре группы. Номенклатура инструмента для мотоциклов включала около 30 наименований: гаечные ключи, ключи для ниппелей спиц, монтажная лопатка, струбцинки, бензиновые шприцы, воротки для завинчивания осей, насос со шлангом и т.п.

Приборы – спидометры, спидометродержатели и др. – выпускали для мотоциклов первых трёх групп. Приборы поступали в продажу также двух видов: в сборе или деталями.

Запасные части к мотороллерам выпускали для машин: «Вятка-150» и «Тула-200». Эти запасные части делились на 17 групп (узлов), перечень которых давался в прейскуранте №086 Госплана СССР. Запасные части к мотороллерам поступали также в сборе или в виде отдельных деталей узла.

Инструменты для мотороллеров модели «Вятка-150» и «Тула-200» имели различие в форме и размерах гаечных ключей.

Перчатки для мотоциклистов. Выпускались двух видов: летние и зимние. Их изготовляли пятипалыми с крагами и с застежкой на запястье с помощью эластичной тесьмы. Летние перчатки без подкладки, из шеврета, замши, лайки; краги - из полукожника или текстовинита; зимние – на подкладке из хлопчатобумажного сукна, верх – из замши или ворсовой лайки.

Шлем для мотогонщиков. Шлем состоял из жесткой тульи, двух мягких щёк с наушниками и двух ремешков для застёжки. Тулья – из фетрового колпака, оклеена с двух сторон несколькими слоями хлопчатобумажной ткани; щёки и наушники – из шеврета с прокладкой губчатой резины, ремешки – из хромового выростка. Шлемы выпускали следующих размеров: 55, 57, 59 и 61.

Требования к качеству инвентаря для мотоспорта

Механизмы мотоциклов, мотороллеров и мопедов должны были работать плавно, без шума и безотказно; двигатель – иметь лёгкий запуск;механизм сцеплений – обеспечивать передачу без буксования; при работе двигателя не должно было наблюдаться стуков, перебоев в движениях двигателя, шума в коробке передач, самовыключений и ненормального переключения передач; рама должна была быть прочной, без трещин; рулевое управление при поворотах должно было действовать легко, без особых затруднений; передняя и задняя вилки свободно и легко поворачиваться; электрооборудование (освещение, зажигание и сигнализация) – действовать безотказно.

ГОСТы и ТУ

ГОСТ 5652 – 51 . . . Шины пневматические для мотоциклов

ГОСТ 5004 – 53 . . . Карбюраторы для мотоциклов

ГОСТ 7635 – 55 . . . Мотоцикл дорожный. Размеры и параметры.

ГОСТ 3188 – 55 . . . Мотоцикл дорожный. Обод колеса.

ГОСТ 3185 – 46 . . . Мотоциклы. Органы управления.

ГОСТ 4000 – 48 . . . Мотоциклы. Профиль зуба зубчаток.

ГОСТ 3228 – 55 . . . Мотоциклы. Спицы и ниппель.

ГОСТ 3609 – 52 . . . Цепи втулочные и роликовые для велосипедов и мотоциклов.

ТУ 1334 – 56 . . . Перчатки для мотоциклистов

ТУ 194 – 40 . . . Шлем для мотогонщиков