Справочник «На все случаи жизни»

Чёткие и ясные ответы на популярные вопросы.

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Справочник Спорт и активный отдых Какой инвентарь для мотоспорта существовал в СССР?

Какой инвентарь для мотоспорта существовал в СССР?

Инвентарь для мотоспорта времен СССР

К инвентарю для мотоспорта во времена СССР относились: мотоциклы, мотороллеры, мопеды, шины для мотоциклов, мотороллеров, и мопедов, запасные части и инструменты для мотоциклов и мотороллеров, шлемы и перчатки для мотогонщиков.

Мотоциклы. По назначению мотоциклы подразделялись на дорожные, спортивные и гоночные.

Дорожные мотоциклы предназначались для туризма, экскурсий, связи и т.п. Они отличались прочностью, лёгкой управляемостью, доступностью в уходе и рассчитывались на длительную эксплуатацию. Различали мотоциклы-одиночки и с колясками.

Спортивные мотоциклы служили для тренировок и соревнований по шоссе, а также для мотокроссов. Они обладали более высокими ходовыми качествами, чем дорожные, и имели повышенную проходимость. Экипажная часть у этих мотоциклов была значительно облегчена.

Гоночные мотоциклы имели особую конструкцию и предназначались для достижения максимальных скоростей на шоссейных соревнованиях. Отличались они большой мощностью двигателя, облегченным экипажем, наличием компрессора (нагнетателя), усиливающего мощность мотора.

Мотоциклы выпускали различных типов и классов.

По типам мотоциклы подразделялись на машины-одиночки и машины с коляской; по классам: на I класс – мотоцикл с рабочим объемом цилиндра двигателя до 125 см3, II класс – с объемом цилиндра до 250 см3, III класс – с объемом до 350 см3, IV класс – до 500 см3, V класс – до 750 см3, VI класс – свыше 750 до 1000 см3.

Мотороллеры. Мотороллер внешне напоминал мотоцикл, но имел существенные отличия от последнего. Двигатель и другие рабочие узлы в мотороллере были размещены позади сиденья, впереди широкий щиток, защищающий водителя от дорожной грязи и встречного ветра. Руль в виде рычага, отличающийся от мотоциклетного по форме, смонтирован в одно целое с фарой. Мотороллер снабжался ручным и ножным тормозами, спидометром, указателем передач, сигнальными лампами; коробка передач четырехступенчатая с ножным переключателем, передача на заднее колесо производилась роликовой цепью. Бензобак размещался под сиденьем. Центр тяжести машины располагался низко, размер колес был незначительный по сравнению с мотоциклетными. Благодаря этим особенностям конструкции мотороллер был устойчив.

Мопеды. Мопед представлял собой педальный мотоцикл, на котором при отсутствии горючего или неисправности двигателя можно было передвигаться с помощью педалей. По конструкции мопед очень напоминал мотовелосипед, однако рама, колесо, передняя и задняя вилки были усилены, а электрооборудование сближало его с легкодорожным мотоциклом.

Техническая характеристика мотоциклов, мотороллеров и мопедов времен СССР

Наименование и модель

Техническая характеристика

Размеры, см

Двигатель

Сухой вес, кг

Максимальная скорость, км/час Размер шин, дм
длина ширина, макс. высота, макс. тип кол-во цилиндров, шт. рабочий объём цилиндров, см3 мощность, л.с.

Дорожные мотоциклы

М-103 199,5 66,5 95 Двухтактный 1 123,7 5 80 75 2,5х19
«Ковровец-175» 191 69 100 » 1 173,7 8,2 110 80 3,25х16
ИЖ-56 211,5 78 102,5 » 1 346 13 150 100 3,25х19
ИЖ-55-К с коляской 218 176 113 » 1 346 13 238 75 3,25х19
ИЖ Ю «Юпитер» 211,5 78 102,5 » 2 347 18 160 110 3,25х19
К-750 с коляской 240 165 106 Четырёхтактный 2 746 26 335 90 3,75х19
М-62 » » 242 165 100 » 2 649 28 330 95 3,75х19

Спортивные мотоциклы

ИЖ-54А 215 70 100 Двухтактный 1 346 20 150 120 3,25х19
ИЖ-57К 215 70 100 » 1 346 18 150 100 3,25х19
М-52-С 216 78 104 Четырёхтактный 2 496 35 180 120 4х18
М-52-С с коляской 216 110 104 » 2 496 35 300 110 4х18
К-175-С 190 72 101 Двухтактный 1 173,7 12 110 110 3,25х16
К-58-СМ 190 67,5 100 » 1 123,7 8 92 90 2,5х19
М-201-К 199,5 67,5 95 » 1 123,7 6 90 90 2,5х19

Гоночные мотоциклы

С-254 198 72 72 Четырёхтактный 2 246 22 150 150 3х19
С-354 193,4 71,2 106,1 » 2 348 30 165 155 3х16

Мотороллеры

ВП-150 «Вятка» 182,5 80 115 Двухтактный 1 148 5 110 70 4х10
Т-200 «Тула» 193 51,5 101 » 1 199 8 160 80 4х10

Мопеды

В-901 186 56 98 Двухтактный 1 45 1 27 45 2х26
В-902 178 56 98 » 1 45 1 32 50 2х26
«Рига-1» - - - » 1 45 1,6 45 50 2,25х23

Шины для мотоциклов, мотороллеров и мопедов. Состояли из покрышек и резиновых камер.

Покрышка имела каркас из специальной ткани (корда). Поверх каркаса толстый слой резины – протектор. Часть протектора, соприкасающаяся во время движения машины с дорогой, называлась беговой частью. Она имела рифление в виде выступов, канавок и т.п., которое улучшало сцепление шины с дорогой. Для удержания покрышки на ободе колеса в её край, опирающийся на обод, крепилось проволочное кольцо – борт.

Камера. Камера представляла собой резиновую трубу, замкнутую кольцом. Для нагнетания воздуха в камере имелся вентиль, состоящий из корпуса, золотника и колпачка. Золотник имел шпильку, пружинку и клапан, которые пропускали воздух только в камеру и препятствовали утечке воздуха из камеры. Колпачок предохранял вентиль от попадания в него грязи и одновременно служил ключом для вывертывания золотника.

Размеры камер и покрышек, дюймы

2,5х19 3х16 3х19 3,25х16 3,25х19 3,5х18 3,75х19 4х10 4х18 4х19

Запасные части, инструменты и разные приборы к мотоциклам и мотороллерам. В зависимости от унификации запасных частейпромышленность СССР выпускала их пяти групп: 1-я группа – запчасти к мотоциклам моделей К-125, К-55, М-1А, М-1М; 2-я группа – к мотоциклам К-175, К-175А; 3-я группа – для ИЖ-49 и ИЖ-56; 4-я группа – для М-72М, М-52 и М-61; 5-я группа – для К-750.

Запасные части к мотоциклам поступали в продажу к 34 узлам мотоцикла: двигателю, цилиндру, механизму распределения, масляному насосу, поршню, коленчатому валу, передаче от коленчатого вала, картеру, карбюратору и т.д. (полный перечень этих узлов публиковался в прейскуранте №086 Госплана СССР розничных цен на легковые машины, мотоциклы, мотороллеры, велосипеды и запасные части к ним). В продаже имелись узлы в сборе и отдельные детали узла.

Инструменты в зависимости от моделей мотоциклов подразделялись на четыре группы. Номенклатура инструмента для мотоциклов включала около 30 наименований: гаечные ключи, ключи для ниппелей спиц, монтажная лопатка, струбцинки, бензиновые шприцы, воротки для завинчивания осей, насос со шлангом и т.п.

Приборы – спидометры, спидометродержатели и др. – выпускали для мотоциклов первых трёх групп. Приборы поступали в продажу также двух видов: в сборе или деталями.

Запасные части к мотороллерам выпускали для машин: «Вятка-150» и «Тула-200». Эти запасные части делились на 17 групп (узлов), перечень которых давался в прейскуранте №086 Госплана СССР. Запасные части к мотороллерам поступали также в сборе или в виде отдельных деталей узла.

Инструменты для мотороллеров модели «Вятка-150» и «Тула-200» имели различие в форме и размерах гаечных ключей.

Перчатки для мотоциклистов. Выпускались двух видов: летние и зимние. Их изготовляли пятипалыми с крагами и с застежкой на запястье с помощью эластичной тесьмы. Летние перчатки без подкладки, из шеврета, замши, лайки; краги - из полукожника или текстовинита; зимние – на подкладке из хлопчатобумажного сукна, верх – из замши или ворсовой лайки.

Шлем для мотогонщиков. Шлем состоял из жесткой тульи, двух мягких щёк с наушниками и двух ремешков для застёжки. Тулья – из фетрового колпака, оклеена с двух сторон несколькими слоями хлопчатобумажной ткани; щёки и наушники – из шеврета с прокладкой губчатой резины, ремешки – из хромового выростка. Шлемы выпускали следующих размеров: 55, 57, 59 и 61.

Требования к качеству инвентаря для мотоспорта

Механизмы мотоциклов, мотороллеров и мопедов должны были работать плавно, без шума и безотказно; двигатель – иметь лёгкий запуск;механизм сцеплений – обеспечивать передачу без буксования; при работе двигателя не должно было наблюдаться стуков, перебоев в движениях двигателя, шума в коробке передач, самовыключений и ненормального переключения передач; рама должна была быть прочной, без трещин; рулевое управление при поворотах должно было действовать легко, без особых затруднений; передняя и задняя вилки свободно и легко поворачиваться; электрооборудование (освещение, зажигание и сигнализация) – действовать безотказно.

ГОСТы и ТУ

ГОСТ 5652 – 51 . . . Шины пневматические для мотоциклов

ГОСТ 5004 – 53 . . . Карбюраторы для мотоциклов

ГОСТ 7635 – 55 . . . Мотоцикл дорожный. Размеры и параметры.

ГОСТ 3188 – 55 . . . Мотоцикл дорожный. Обод колеса.

ГОСТ 3185 – 46 . . . Мотоциклы. Органы управления.

ГОСТ 4000 – 48 . . . Мотоциклы. Профиль зуба зубчаток.

ГОСТ 3228 – 55 . . . Мотоциклы. Спицы и ниппель.

ГОСТ 3609 – 52 . . . Цепи втулочные и роликовые для велосипедов и мотоциклов.

ТУ 1334 – 56 . . . Перчатки для мотоциклистов

ТУ 194 – 40 . . . Шлем для мотогонщиков

 

Что такое критериум в велоспорте?

В велоспорте существует множество форм велогонок, которые классифицируются по типу велосипедов, принимающих в них участие, и по типу интенсивности езды.…

Что такое обувь для зимних походов?

Обувь для зимних походов помогает сохранять ноги в тепле и уюте в холодную погоду. Такая обувь имеет полипропиленовую отделку снаружи, теплую стельку внутри, и…

Кто такой «Либеро» в волейболе?

Как и в футболе, и в баскетболе, у волейбольных команд есть возможность назначить игрока ответственного за оборону. Такой игрок называется либеро. Как правило,…

Что это за птица, глухарь обыкновенный?

Обыкновенный, или белоклювый глухарь (иногда его называют еще мошником) - одна из древнейших охотничьих птиц нашей фауны. Типичные места обитания глухаря…

Каковы общие правила охоты в России?

Правила охоты в России являются главным фактором оказывающим влияние на качество и продуктивность охотничьих угодий. Из целого комплекса воздействия человека…

Как можно подняться на горнолыжный склон?

Каждый горнолыжник знает, что для того, чтобы съехать с горнолыжного склона, на него надо сначала забраться. К счастью, для горнолыжников и сноубордистов…

Как начать заниматься с гантелями?

Ввиду простоты использования, вариативности веса и способности тренировать практически каждую группу мышц, гантели являются замечательным спортивным…

Что такое игра в снукер?

Снукер – это бильярдная игра, которая, как и большинство разновидностей бильярда, появилась в Англии. Снукер представляет собой более современную версию…

Что такое игра Карром?

Карром является одной из настольных игр любимых во всем мире. Предположительно, игра появилась на свет сотни лет назад, и хотя точное место появления игры…

Что такое прыжки через резиночку?

Прыжки через резиночку являются популярной во всем мире спортивной игрой. Дети Центральной Европы называют эту игру «Гаммитвист», а дети Великобритании и Новой…

Что такое сёрфинг?

Серфинг - это водный вид спорта, в котором спортсмены катаются на волнах используя при этом специальную доску для серфинга. Серфинг породил такие виды спорта…

Что такое трассовые (слот) гонки?

Трассовые гонки или, как их еще называют, слот гонки, это хобби с элементами спортивного соревнования. В таких гонках участники соревнуются друг с другом при…

Что такое оружейная дробь?

Оружейная дробь - это тип металлического заряда применяемого в патронах гладкоствольного оружия. Дробь представляет собой металлические шарики одинакового…

Какая стойка считается лучшей при игре в гольф?

Практически каждый человек, обладающий набором клюшек для игры в гольф, имеет свое собственное мнение относительно того, какая стойка является лучшей при…

Что учитывать при покупке детской футбольной экипировки?

Для того, чтобы ребенок играл в футбол, родителям необходимо приобрести ему футбольное обмундирование, которое будет соответствовать требованиям безопасности…