Что такое сократическая беседа?

Что такое сократическая беседа?

Сократическая беседа - это групповой диалог со студентами основанный на методах изучения и преподавания учебных предметов, применявшихся древнегреческим философом Сократом - основателем западной философии. В то время как большинство занятий в учебных заведениях проводится в виде лекций, где информация напрямую передается от преподавателя к студентам, сократическая беседа больше основывается на обсуждении вопросов в форме диалога. Сократ придерживался той идеи, что гораздо эффективнее помогать студентам думать самостоятельно, чем просто передавать им информацию. Таким образом, целью сократической беседы является проведение со студентами всесторонней дискуссии по изучаемой теме, вместо простого пересказа им учебного материала.

В большинстве случаев на сократической беседе обсуждается какая-нибудь книга, статья или произведение. Все участники диалога заранее знакомятся с материалом и приходят на беседу уже готовые изложить и обсудить свои мысли и идеи по теме. Подобные диалоги обычно проводятся в учебных аудиториях, где в роли ведущего выступает преподаватель. Но ведущий здесь не имеет ничего общего с устоявшимся образом лектора. Преподаватель лишь следит, чтобы беседа не выходила из заданного русла и каждый из её участников имел возможность высказаться. Перед началом диалога некоторые преподаватели раздают студентам список вопросов для обсуждения, чтобы помочь им не отходить от темы и сфокусироваться на беседе.

Цель сократической беседы не ограничивается простым донесением до студентов всех аспектов изучаемой темы. Большое количество материалов в литературе и философии имеет отношение к очень сложным и спорным темам, где простого понимания изложенных на бумаге слов недостаточно для усвоения сути написанного. Используемые во время диалога материалы дают лишь отправную точку для групповой дискуссии на затронутую тему. Обсуждение подобных тем требует наличия навыков аргументированного рассуждения и критичности мышления, особенно когда в ходе беседы появляются разногласия. Регулярное участие в подобных диалогах очень хорошо помогает студентам в развитии навыков логического хода мысли, что может оказаться очень полезным в различных жизненных ситуациях.

Такие предметы как философия, социология и литература более подходят формату сократических бесед нежели, например, химия или математика. Точные науки требуют от студентов изучения огромного количества специфической информации, которую вряд ли можно передать через устное общение. Чего не скажешь о гуманитарных науках, основывающихся на мышлении человека и его жизненном опыте. Диалог группы людей с разными мнениями и жизненным опытом может раскрыть очень интересные и глубокие взгляды на обсуждаемые темы.